Развитие воли дошкольника

Главные особенности процесса развития воли дошкольника, по данным советских ученых, могут быть сформулированы в следующих положениях:

1. Воля в дошкольный период не может формироваться только как продукт подражательной деятельности ребенка. Дети самостоятельно не могут понять, что правильно и что неправильно, что хорошо и что плохо. Действия с предметами и правила поведения, доступные возрасту детей, усваиваются только в процессе специального воздействия взрослых, предполагающего использование разъяснения, убеждения, показа и других мер педагогического руководства. Детская игра без правильного педагогического направления со стороны взрослых обесценивается и может задержать психическое развитие ребенка, создать неправильное представление о деятельности взрослых, породить эгоцентризм и такие, отрицательные волевые качества, как недисциплинированность, капризность, упрямство и т. п.

Напротив, правильное руководство игрой и всей деятельностью дошкольника, является важным стимулом развития всех способностей ребенка и формирования положительных волевых свойств. По исследованиям советских психологов, именно в процессе правильно организованной сюжетной игры у дошкольников развиваются волевые усилия, связанные с необходимостью" наблюдать, запоминать, припоминать, производить определенные движения или задержйвать ‘ их. 3. М. Истомина показала, что ребенок в возрасте четырех—шести лет в условиях творческой игры способен преднамеренно запомнить в два раза больше слов, чем по простому предложению взрослого. 3. В. Мануйленко экспериментально доказала, что ребенок во время игры, например в «часового», преднамеренно может сохранить определенную позу в, несколько раз дольше, чем по прямому требованию. Следовательно, правильно подобранная игра является лучшим средством для упражнения воли дошкольника.

2. Сознательное выполнение действий по заданию взрослых составляет важный элемент всего волевого развития дошкольника. Мобилизация волевых усилий для выполнения предложенных действий находится в прямой зависимости от словесного и наглядного ' оформления задания. Если цель задания неконкретна, носит общий характер, мало понятна детям, то она не стимулирует волевые усилия.

Сама способность детей действовать по словесному заданию взрослого, как это убедительно показала Н. Г. Морозова, проходит "сложный путь развития. Младшие дошкольники еще не воспринимают задание (например, нарисовать пароход) как инструкцию к обязательному действию. Выслушав задание руководителя, они нередко начинают рисовать то, что им нравится, не обращая внимания на то, что требуется нарисовать и какими способами этого можно достигнуть. Лишь в процессе длительной воспитательной работы ребенок научается действовать по заданию. Причем правильное восприятие задания достигается только в том случае, когда ребенок 'начинает фиксировать внимание на способах выполнения, стараясь не отступить от инструкции и в методах выполнения действия.

3. Ребенок проходит сложный путь манипулирования с предметами, прежде чем научится сознательно пользоваться отдельными движениями как операциями волевого действия. Исследования советских психологов подтвердили положение И. М. Сеченова о том, что всякое движение, прежде чем стать произвольным, должно быть выучено. Причем вначале волевыми, то есть подконтрольными сознанию, являются целые действия с предметами и уже позднее отдельные операции или движения как компоненты целых действий. Двигательная, операция или навык, в онтогенезе формируется вначале непроизвольно в пределах произвольного действия с предметом. Уже трехлетний ребенок сознательно выделяет предмет из окружающего мира и, оперируя им, сознательно добивается поставленной цели (уложить куклу спать, построить из кубиков башню и т. Д.), но при этом сознательно не вычленяет свои движения и не отдает отчета, почему он производит для достижения цели такие, а не иные движения.

Я. 3. Неверович, специально изучавшая предметные движения дошкольников, пришла к следующим выводам: в возрасте двух лет ребенок осознает результат действия, по способ действия и тем более отдельные движения им не осознаются. Дети младшего дошкольного возраста сознают результат и способ действия с предметом, но отдельные операции, движения также еще не осознают. Дети среднего дошкольного возраста на почве выделения способов действия уже могут в отдельных случаях сознавать собственные движения с предметом. Лишь в старшем дошкольном возрасте движения становятся. Предметом сознательно-волевой деятельности ребенка: «Возрастающее уменье анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные уменья уже трудового порядка, сложные формы умений и навыка типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т. д.».

Таким образом, отдельные движения становятся подконтрольными сознанию и воле не раньше целых действий и поступков, а позже их. Развитие волевого контроля над своим поведением идет не от отдельных движений к поступкам, а наоборот, от поступков и действий с предметами внешнего мира к сознательному овладению частичными операциями или движениями.

Однако, несмотря на большой путь развития, который проходит ребенок в дошкольный период, на успехи в развитии волевых действий, воля дошкольника в целом еще слаба. Она характеризуется неустойчивостью и импульсивностью, непродуманностью и слабым самоконтролем. Мотивируется она чаще всего непосредственными эмоциями ребенка, возникающими под влиянием ситуации.

Вместе с тем в личности старшего дошкольника уже достаточно таких изменений, которые позволили бы ему учиться в школе, занять почетное место советского школьника. У него возникают мотивы долга, сотрудничества, которые, начинают подчинять себе непосредственные желания. Умение управлять собой начинает выделяться как особая задача.

Селиванов В. И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание). – Рязань: Ряз. пед. ин-т, 1992. – стр. 286-289

Источник https://livrezon.ru/baza/notes/430/