О ЧЕМ ГОВОРЯТ НАШИ ДЕТИ?

О ЧЕМ ГОВОРЯТ НАШИ ДЕТИ?

Автор:
 
Рыжачков Анатолий Александрович
О чем говорят наши дети? фото

«Для того чтобы дать читателю представление о темах, обсуждавшихся с детьми, мы приводим запись одной беседы 1998 года (в тексте опущены дополнительные и уточняющие вопросы интервьюера и переходы от одной темы к другой).

— Катя, скажи, сколько тебе лет? — Шесть.
— А ты знаешь, кем работает твоя мама? Тебе нравится ее работа? — Мама работает в институте и в садике психологом. Не нравится, очень сложная.
— А ты кем хочешь стать, когда вырастешь? — Медсестрой хочу быть, она уколы делает.
— А какие еще хорошие профессии ты знаешь? — Еще хорошая профессия — заведующая. И учителем хорошо быть. — А врачом? — Врачом — плохо. — Почему? — Он не делает уколы.
— Какие профессии, по-твоему, плохие? — Президент — плохая профессия, клоун — тоже не нравится мне. Солдатом плохо быть, они воюют.
— Ты хочешь пойти в школу? — В школу не хочу, хочу сразу в университет.
— А зачем вообще нужно учиться? — Учиться надо, чтобы стать умной.
— Если бы у тебя была волшебная палочка и она могла бы выполнить только три твоих желания, какие бы желания ты загадала? — Стать медсестрой. Родить девочку. Иметь собаку.
— Катя, ты чего-нибудь боишься? — Ничего не боюсь. — А другие дети чего боятся? — Настя боится всяких роботов, темноты. Маша — еще кощеев, бабок-ежек. — А мама твоя чего-нибудь боится? — Мама боится крыс.
— Ты любишь читать книги? Какие книги ты любишь? — Читать сама не люблю, люблю, когда мама читает. Про Пуха, Золушку, Белоснежку, Бременских музыкантов.
— Кто твои любимые герои? — Василиса и Кощей, они мне нравятся.
— Каких писателей ты знаешь? — Пушкина, он написал «Руслана и Людмилу».
— Слушаешь ли ты сказки на кассетах? — Да, слушаю, «Руслан и Людмила», «Летучий корабль», «Дюймовочку», «Аладдина».
— А какие у вас дома газеты читают? — Газеты мама редко читает, она все книжки да книжки. Газеты дома — про программу.
— В какие игры ты любишь играть? — В Барби.
— А для чего нужен компьютер? — Для работы. Мама на нем работает.
— А ты играешь в компьютерные игры? — Нет, мама не дает, она все работает.
— Телевизор любишь смотреть? — Люблю. Смотрю фильмы, «Поле чудес», а мультики не смотрю.
— У тебя есть собственные деньги? Ты их копишь? — Деньги мне мама дает, мы с ней продукты покупаем — мешок сахара, торт для гостей. Деньги не коплю. Если бы было много денег, купила бы Ивана-царевича и Василису-Барби.
— Какая твоя самая любимая еда? — Есть люблю мороженое.
— А какой подарок ты бы хотела получить на день рождения? — Барби-Василису, какая у меня была, и Ивана-царевича.
— С кем ты проводишь свободное время? — С мамой. Ходим в театры, на корабликах кататься.
— Часто ли у вас бывают гости? — Гости у нас часто бывают. А мы не часто в гости ходим. Другие дети к нам приходят, в основном девочки, и к другим детям тоже хожу.
— Как, по-твоему, лучше проводить отпуск? — В отпуск лучше всего купаться в море.
— Какие праздники ты знаешь? — Пасху, Новый год, день рождения, именины. Пасха — это когда колокола звенят и едят куличи. Новый год — когда приходит Дед Мороз и дарит подарки, в честь зимы. Я люблю Новый год.
— Ты в Бога веришь? В церковь ходишь? — В Бога верю. В церковь не хожу, гуляю рядом с храмом около большого дуба.
— Катя, а где ты живешь, в какой стране? — В Москве, в России.
— У нас хорошо жить или плохо? — Хорошо у нас жить, потому что у нас все зеленое.
— Кому у нас хорошо живется? — Всем хорошо жить.
— Где лучше жить: у нас или в других странах? — Лучше всего жить в деревне, там свежий воздух, нет такой пыли, как у нас, коровы, можно купаться.
— А какая страна самая сильная в мире? — Восток — самая сильная страна.
— Что бывает в хорошей стране и что в плохой? — В плохой стране все ругаются, кричат, бьют и обижают.
— В какой стране ты хотела бы жить? — Я бы хотела жить в хорошей стране, а вообще на Востоке, потому что я в Восток влюбилась.
— А как ты думаешь, в нашей стране было лучше жить раньше или сейчас? — Раньше у нас лучше было — была зима, можно было кататься с горки. Но, вообще-то, сейчас лучше жить, чем раньше. — Почему? — Потому что раньше меня не было.
— Кто у нас президент? Он хороший или плохой? — Ельцин. Он нормальный, он никого не обижает.
— Кто лучше: президент или царь? — Президент лучше, чем царь, он не орет, как царь.
— Что лучше: чтобы президента переизбирали или чтобы всегда один и тот же был? — Лучше его переизбирать.
— Каким должен быть хороший президент? — Президент должен быть добрым, который не кричит и не ругается.
— Ты знаешь, кто такие Зюганов, Жириновский, Лебедь? — Зюганов — президент, плохой, он кричит. И Жириновский тоже плохой президент. А Лебедь — это птица.
— Кто такие чеченцы? Они хорошие или плохие? — Они в Чечении живут, хорошие.
— Кто такой пионер? Он хороший или плохой? — Он в пионерии, в пионерском лагере, хороший.
— Кто такой милиционер? Он хороший или плохой? — Он всех штрафует, смотрит за порядком. Хороший.
— Катя, а что такое счастье? — Не знаю. — Ты счастливая? — Я счастливая. Очень счастливая. Если будет новая Барби, стану еще счастливее.
— Какие люди счастливее всех? — Самая счастливая у нас в стране Аня, у нее много Барби.
— Кто, по-твоему, богатый, а кто — бедный? — Богатые цари. Бедные — рыбаки, сапожники. — Всегда были бедные и богатые? — Всегда были богатые и бедные.
— На что тратят деньги богатые и бедные? — Богатые тратят деньги на всякую сласть, пирожные, мороженое, злато, серебро. А бедные — на еду.
— Богатые — плохие или хорошие? — Богатые — плохие, потому что они жадные.
— А бедные? — Бедные — хорошие, они не жадные, они не виноваты, что бедные.
— А как сделать так, чтобы бедных не было? — Чтобы все стали богатыми, надо найти клад и всех осыпать золотом.
— А ты — богатая или бедная? — Я — богатая. — И, значит, плохая? — Я — богатая, но хорошая. Богатые — еще попы всякие,  попадьи, они плохие.
— А друзья твои — богатые или бедные? — Богатые.
— А может так случиться, что твоя семья станет беднее, чем сейчас? — Никогда мы не станем беднее, чем сейчас.
— Когда ты вырастешь, ты замуж выйдешь? — Я замуж не выйду. Женятся, когда влюбляются, а я не хочу.
— А дети у тебя будут? Сколько? — Хочу одну девочку родить.
— Что такое любовь? — Любовь — когда влюбляются и женятся.
— Можно ли наказывать детей? — Можно наказывать за то, что они балуются.
— Как детей наказывают? — Ставят в угол или шлепают.
— А ребенок может наказать взрослого? — Ребенок не может наказать взрослого, потому что старших нужно уважать. Взрослые всегда правы. Дети еще ничего не знают.
— Имеет ли ребенок право делать то, что он хочет? — Не имеет, потому что он может разбить тарелку, если захочет играть с посудой, которая хрустальная, может сломать мамину любимую игрушку, разорвать что-то. Ребенок подчиняется всегда маме. Взрослые подчиняются тоже своей маме. Все подчиняются президенту. А президент никому не подчиняется.
— Нужно ли охранять природу? Кто это должен делать? — Не знаю, нужно ли охранять природу. Цветочки нельзя рвать, нельзя нарушать природу. Специальные люди должны охранять.
— Может ли человек измениться: некрасивый стать красивым, глупый — умным? — Глупый может стать умным, если будет много читать. Некрасивый не может красивым стать.
— Негры — такие же, как мы, или другие? — Негры другие. Они все черные.
— А мужчины и женщины — разные или одинаковые? Кто из них главнее? — Разные. Главнее мужчина. Но это плохо. Важнее женщина, потому что она родит ребенка. — Кто умнее? — Мужчины умнее.
— Кто больше зарабатывает? — Женщины больше зарабатывают, потому что они больше работают.
—- Может ли женщина стать президентом? — Женщина может стать президентом, если она будет много учиться, работать.
— А есть ли работы, которые женщинам не подходят? — Все работы подходят всем».

Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянуова С.Д., Чертков Ю.Д. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. – СПб.: Алетейя, 2001. – стр. 9-13.

Источник https://livrezon.ru/baza/notes/548/