Главное чтобы ребенку нравилось?

Главное чтобы нравилось? 

Стоит ли опираться только на чувства и эмоции ребёнка?

Удовольствие должно приносить осознание результата и пользы от него наибольшему количеству людей. Но отдельные процессы, возможно практически все могут и не нравиться, например для писателя - это сканировать книги, редактировать сканы, ходить их искать по библиотекам и букинистическим лавкам и покупать, разносить по базе данных, читать полками и проч. Но это вынужденная необходимость, а удовольствие отсроченное, иногда в течении жизни так его и не удастся его получить, если Гений крупного масштаба, опережающий своё время на десятки лет. 
Как со спортом,например, олимпийское золото. А родители хотят, чтобы детям абсолютно все нравилось в деятельности, это плюс ко всему развивает здоровую долю эгоизма в человеке с ранних лет и воспитывает устойчивого потребителя, который не умеет создавать новое/полезное, но умеет воспроизводить уже известное - это бич современного образования.)
А как Вы считаете?

Пример:
"Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой. 

Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Завтра в садик не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить». 

Как отреагировать маме? 

Решение: 

1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Светы к ситуации в детском саду. 

2. Поддержать дочку: «Правильно, ты же у меня самая умная. А если ты не знаешь ответа – давай вместе узнаем возможные источники информации». 

3. Обратить внимание! Возможно постоянная чрезмерная похвала дочки вызвала неуверенность в первых неудачах. " Источник: В. А. Бейзеров, 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации - М. Издательство "Флинта" 2014г, стр.95

А вот что об этом говорит практикующий психолог с сайта psy-razvitie.ru:


"«Ребенок не хочет заниматься, хоть как его уговаривай!». Родителей беспокоит, если ребенок не может сконцентрировать внимание, отказывается от заданий и игр, которые легко даются его сверстникам. На мой взгляд, это обоснованное беспокойство, поскольку далеко не всегда выжидательная позиция дает нужный результат. Мнение, что «надо отпустить ситуацию» во многих случаях оправдано, но нередко за отказами лежат причины, которые наоборот надо выявлять как можно раньше и создавать условия для развития.

Ребенок не хочет заниматься. Мнения и заблуждения 

Мнение 1 «Не хочет, значит рано» 
«Если ребенок оказывается от занятий, значит еще рано, не пришло время» Одно из распространенных мнений в определенном понимании верно. Ребенок психологически не готов делать то, что ему предлагается и так, как ему это предлагается. В три, четыре года не каждый ребенок с удовольствием играет в карточки или учит буквы. Эта деятельность еще не соответствует возрастным потребностям. Если настаивать и принуждать к тому, что ребенку сложно и не интересно в этом возраста — то действительно можно сформировать негативную установку по отношениям к занятиям. 

Другое дело, если ребенок отказывается от заданий, которые могут выполнять большинство его сверстников, то причиной отказа нередко являются задержка созревания необходимых для дальнейшего обучения функций. В этом случае надо более внимательно изучить причины и искать доступные для ребенка подходы к занятиям, когда то, что будет предлагать взрослый, легко примется ребенком. 

Мнение 2. «Не хочет, значит не интересно» 
«Если ребенок оказывается от занятий, значит ему это не интересно» С этим мнением можно согласиться, волевые процессы у дошкольника обычно развиты слабо, и он с радостью делает то, что получается и доставляет удовольствие. В дошкольном возрасте «не хочу, не интересно» зачастую равносильно «Не могу». Причины могут быть самые разные: от последствий гипоксии до отсутствия желания что-то делать, потому что мама с папой ссорятся. Личностные особенности, особенности детско-родительских отношений также могут быть причиной подавленности познавательного интереса у детей. 

Мнение 3 «Если не хочет- значит это не его» 
«Не надо мучить ребенка, пусть играет и занимается тем, что ему нравиться. Если не хочет — значит это не его». Вполне самодостаточная точка зрения. Разумеется, все дети разные. То, что интересно для одного малыша — оставляет равнодушным другого. На этом можно было бы и остановиться, если бы не одно Но. Есть вещи, которые дети просто могут делать. С удовольствием, потому что нравиться или потому что об этом просят взрослые — они просто могут. Могут держать карандаш в руке и рисовать простые линии. Радости большой может не получают, и предпочитают бегать с мячом, но МОГУТ. А другое дело, когда ребенок отказывается именно потому, что просто не может. И именно это «НЕ МОЖЕТ» должно заставлять родителей задуматься и начать искать решения." 

Также нужно учитывать 
Эффект "сензитивных периодов": 
Существуют "окна/двери возможностей», которые открыты только в определенный период, наиболее подходящий к развитию определенных способностей у конкретного ребенка(сензитивный период), которые закрываются безвозвратно. 
- всякий предмет обучения всегда имеет свой сензитивный период 
- то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сможет делать самостоятельно - это Зона Ближайшего Развития. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития 
-Например обучение письму возможно с 4,5 лет(некоторые авторы утверждают, что и раньше) 
«Сензитивные периоды - определённые периоды особой восприимчивости детей к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования. Так, например, известно, что если ребёнок не освоил до 2,5-3 лет устную речь, то потом с этим будут большие трудности – см. госпитализм. 
В область педагогики это понятие ввела Мария Монтессори. Процесс развития детской личности подразделяется ею на четыре стадии: 
От рождения до 6 лет – раннее детство 
От 6 до 12 лет – детство 
От 12 до 18 лет – подростковый возраст 
От 18 до 24 – зрелость. 
Точный год первой публикации нам не известен, но сама Мария рассказывает о своём открытии так: в Голландии в 1917 году она познакомилась с биологом Хуго де Фризом и смогла сопоставить свои наблюдения за детьми с его данными, в частности, с таким примером: бабочка откладывает яйца преимущественно у основания листа, чтобы уберечь их от повреждений. Когда из яичек появляется гусеница, то в первые дни жизни она способна питаться не любыми, а лишь самыми нежными листочками, находящимися на кончике ветки. Чтобы молодая гусеница могла найти эти листочки, природа наделила её повышенной чувствительностью к свету… 
Современные физиологи объясняют наличие сензитивных периодов различными стадиями формирования центральной нервной системы.»

8G2cr6ctnLE.jpg